Средневековая архитектура Англии     

Перевод: Елена Семенова
Редактор: Талвинская А.К.
Источник: Britain Express
2006 © Copyright De-Viz


В Средние века искусство являлось неотделимой частью религии и отражало духовную символику. Целью искусства было внушение страха и восторга перед Богом, оно должно было за-печатлевать то, во что верили люди. Папа Григорий Великолепный в своё время написал: «Живопись может сделать для неграмотного то же, что книга делает для читающего». Он, воз-можно, добавил бы сюда и скульптуру.

Церковная скульптура

Средневековая архитектура. ЦерковьМиссия скульптора заключалась в те времена в том, чтобы, украшая церкви, давать новую жизнь библейским рассказам и моральным урокам в камне. Также необходимо было готовить себе смену. Однако работа скульптора не всегда относилась только к религиозной тематике.

То, что осталось от церковной скульптуры раннего Средневековья, свидетельствует о дохристианском символизме: животные, реальные и фантастические, сцены будничной жизни и окутанный листьями языческий «зеленый человек» (часто ветви и листья растут у него прямо изо рта), символизирующий одновременно неистребимость жизни и единство человека и природы. Скульптура с торжеством вошла в романскую эру, невзирая на разногласия классических условностей в пропорции фигур.

Романский период

В начале норманнской эры архитектурный стиль, который был в моде, стал известен как романский, так как он копировал во многом архитектуру Римской империи. Главными особенно-стями романского стиля были цилиндрические своды, круглые арки, толстые столбы и малое ко-личество окон.

Для того чтобы найти главный признак романского стиля – круглую арку – достаточно посмотреть на открытые проемы дверей и окон. Вообще, церкви в этот период были темными и прочными, казалось, что здесь мирно сосуществуют мрак и торжественность.

Вначале норманнские церкви не были столь совершенны, как стали впоследствии. Их чрезвычайно украсили поздние романские переделки: стены были обвешаны гобеленами или украшены росписями, статуи святых были вызолочены (на некоторых до сих пор еще можно видеть следы краски, если внимательно посмотреть), а оклады церковных книг, церковная утварь и даже гробницы были инкрустированы драгоценными камнями, золотом и слоновой костью.

Средневековая архитектура. Готический стильГотический стиль

В начале XII столетия во Франции появился новый стиль архитектуры и художественного оформ-ления зданий. В то время его называли «французским», но позже критиками эпохи Возрождения, потрясенными отказом от классических линий и пропорций, он был насмешливо назван «готиче-ским». Они намекали на нехватку культуры у варварских племен, в то числе готов, которые граби-ли Рим в период упадка Римской империи.

Готическая архитектура легка, просторна и изящна. Преимущества архитектурной техники, приобретённой благодаря контактам с арабским миром во время Крестовых походов, привели к появлению таких архитектурных деталей, как готическая арка, ребристый веерный готический свод и подпорки. Тяжелая романская колонна была заменена стройными группами изящных колонн. Размеры окон чрезвычайно выросли, как и высота сводов и шпилей.

Теперь новое широкое пространство окна стало заполняться великолепно расписанным цветным стеклом. Самый простой путь отыскать готические элементы в здании церкви – это посмотреть на заостренные готические арки оконных и дверных проемов. Кроме того, более поздние готические церкви имели довольно сложное художественное оформление. В основном это касалось сложных росписей и художественной каменной кладки, поддерживающей витражи.

Средневековые церкви

Архитектурные особенности средневековьяЦеркви были средоточием гордости средневековых городов, которые соперничали в их постройке, чтобы превзойти друг друга. Деньги на строительство церквей шли от продаж индульгенций, про-дажи реликвий, а также от пожертвований со стороны знати. Различные городские гильдии с удо-вольствием оплачивали витражи, на которых была изображена работа их цеха. Часто они предла-гали свои услуги в строительстве, хотя большая часть работ все же делалась квалифицированными рабочими под строгим надзором главного каменщика и архитектора.

Размещение и ориентация церкви

Церкви были часто расположены на местах дохристианского духовного значения, например там, где когда-то находились языческие храмы. То есть культовая постройка появлялась в том же духовном месте, только с христианским направлением.

Говоря об ориентации церквей, стоит отметить, что чаще всего они строились таким образом, чтобы главный алтарь находился в восточной части церкви, по направлению к Иерусалиму. Даже если алтарь в церкви находился не совсем в восточной части, он все равно тянулся к ней, согласно архитектурным чертежам.

 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.