Швеция: от местечковости до модерна     

Перевод: Елена Семенова
Источник: Architecture Week
2003 © Copyright De-Viz


История архитектуры. ШвецияЗа последние 4 столетия история архитектуры Швеции позаимствовала элементы других культур, а вместе с национальной политикой придала уникальную, ни с одной страной не схожую форму.

Шведская архитектурная культура в средние века не отличалась (как во Франции) помпезностью, доказательством этого являются сохранившиеся дворянские дома. Однако с 1600-ого года все переменилось, и Швеция начала бороться за позиции международного влияния, которое поощряло огромные архитектурные амбиции. Народное мастерство все же имело место и мирно сосуществовало с высококлассной архитектурой.

Но все же формы зданий столь властной и гордой страны еще оставляли желать лучшего. Дворянство бросило все усилия, дабы добиться современности архитектуры. И тогда была создана образовательная программа, которая посылала молодых людей на обучение классическому искусству и архитектуре по всей Европе.

Дизайн интерьера. ШвецияПервые шаги, которые в последствие и привели к созданию национального стиля Швеции, были сделаны архитектором Никодемусом Тессином в 17-ом столетии. Он отказался от полюбившегося в то время индивидуализма, а вместо этого попробовал повернуть всю страну к собственному стилю "Cittа ideale".

По его словам, используемый стиль был лучшим из всего европейского искусства. У ренессанса он позаимствовал безмятежные формы и использовал их в построении церквей. В его же благородных домах он объединил французские, голландские и итальянские мотивы. Его рвение и талант были посвящены восхвалению Бога, короля и страны.

От отца к сыну

Воплощение идей этого архитектора произошло, когда Швеция стала абсолютной монархией в 1680-ых годах. Никодемус Тессин был обучен профессии архитектора своим причудливым отцом. Его собственный городской дом был выстроен с блеском - почти самый большой в округе, а фасад дома был выложен из драгоценных камней. Продолжая философию своего отца, жизнь и искусство Никодемуса были посвящены прославлению Швеции, которая стала синонимом имени короля Чарльза XII.

Пример шведской архитектурыКогда стокгольмский замок был сожжен, молодой Тессин получил редкий шанс спроектировать новый дворец. Величественность Королевского Дворца была вдохновлена Джанлоренцо Бернини, любимым учителем Никодемуса Но внезапно победоносная Швеция была повержена, когда король Чарльз потерял армию на территориях России и Украины, сбежав от позора в Турцию. Но это не помешало переписке между архитектором и королем, где Тессин рассказывал о своих грандиозных планах строительства новых замков и дворцов, но территория Швеции была уменьшена до 2500 километров, что разрушило мечты великого архитектора.

Несмотря на трудности, шведские архитектурные амбиции все еще были живы, отражая и изменяя стили по всей Европе. Шведы быстро приспособились к современному миру и теперь думали о классическом наследии как об их собственном.

Архитектурное решение фасада. История шведской архитектурыПрирученный Рококо

Отличался ли из-за философии, экономической действительности, или из-за традиций шведский рококо, до сих пор не известно... Но, принимая во внимание, что причудливо используемые иностранные элементы были предназначены для выражения внутренней идеи, рококо все же оставался чужим стилем. Рококо пришел в Швецию прямиком из Франции, но по дороге у него было время, чтобы продумать детали и превратиться шведский Рококо. Парижская идея почти пропала - "haute couture" был заменен на функциональный провинциальный костюм.

Французский рококо был беспокоен и прихотлив, в то время как в Швеции это было скромно и непринужденно. Другим фактором изменения стиля, может быть, стало то, что в Швеции имелась традиция использовать древесину в зданиях. Так что изменение размаха и выражения Рококо на сельское обаяние стало естественным.

Требования классического наследия

В течение классического периода архитектура Швеции руководствовалась двумя стилями: богатым римский стилем с его щедро украшенными интерьерами, мерцающими от золота, и тем, который прозвали функциональным стилем "Doric". То есть шведские архитекторы пробовали насильственно "примерять" древнее средиземноморское наследие на здания скандинавской страны.

Несмотря на холодный шведский климат(Стокгольм расположился на 59 градусе северной широты), утомленные аристократы любили фантазировать о высоких идеалах в отдаленной от солнца земли.

Архитектурное здание. ШвецияНовые стили в конце 19-ого столетия появились в Швеции в связи с историческими событиями. Новые здания были построены в стиле Арт Нуво и имели некие ретроспективные мотивы.

В 1920-ых годах декоративный неоклассицизм выиграл у так полюбившегося за 4 столетия функционализма. Но за некоторыми исключениями не стоит забывать, что функционализм в Швеции был всего лишь вопросом эстетики, а не идеологии. Именно поэтому этот стиль был так легко заменен.

Сегодня на "Norr Maelarstrand" авеню, классические мотивы постепенно стали синонимами вкуса образованного среднего класса. И все это привело к тому, что теперь стиль Швеции можно назвать ранним модерном.

 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.