Новый Париж, мечта проектировщиков     

Автор: Nicolai Ouroussoff
Иллюстрация: Atelier Christian de Portzamparc
Перевод: Ольга Макеева
Источник: New-York Times
2009 © Copyright De-Viz


Париж – да, здесь французам надо отдать должное. Кто ещё воспримет экономический кризис как наиболее подходящий момент, чтобы представить общественности один из самых дерзких урбанистических проектов последнего времени?

Архитектор Ричард Роджерс предлагает опустить главные железнодорожные пути под землю, а над ними разместить систему общественных парков, объединяющих бедные районы с районами среднего класса. Действительно, десять вариантов нового генерального плана метрополитена Парижа, представленные вниманию общественности в марте, могут быть как раз того рода наглым идеализмом, в котором мир сейчас и нуждается.

Будучи результатом девяти месяцев работ по архитектурному проектированию, заказанному президентом Николя Саркози, эти предложения имеют своей целью преобразить Париж и его пригороды в первый экологически рациональный «город пост-Киото» (что будет ответом трактату о климатических изменениях), с расширенной системой метро и расползающимися новыми парками.

Правительство пока не оглашало, где оно будет добывать деньги на строительство нового города. И оппоненты Саркози, иногда отзывающиеся о нём, как о «показушнике», уже интересовались, стоит ли за этим что-либо помимо изысканного рекламного трюка.

Но даже если ни одно из предложений никогда не будет реализовано, все они свидетельствуют об отваге, какой западные города не видывали десятилетиями. Команды обладают различным опытом – от широко известных международных звёзд вроде Ричарда Роджерса и Кристиана де Портсампарка до французских архитекторов, только начинающих свою карьеру. Все отказались от излишней крикливости изображений в пользу глубокого анализа многообразных общин города и расползающейся ткани, держащей их вместе. В самом крайнем случае результаты подтолкнут Париж к радикальному пересмотру своего облика. Этот заколдованный город с двумя миллионами населения, который большинство из нас знают только по поездкам на отдых и фильмам, является компактной столицей, раскинувшейся в пределах окружной автомобильной дороги, опоясывающей старый город. Его средневековые улицы и широкие бульвары выступают как модель идеального города.

Десятилетиями подавляющее большинство парижан проживало в общих жилых застройках и грязных многоквартирных домах, характерных для всех почти пригородов. Сюда входят и бедные иммигрантские районы, откуда в 2005 г. выплеснулась лавина жестокости.

Цель исследования была двоякой: создать проект зелёного, более экологически рационального города и уничтожить разрыв между окраинными районами и историческим центром. Проекты, заставляющие задуматься сильнее всего, работают с разными уровнями, поднимаясь над проблемой экологической рациональности и обращаясь к глубоко укоренившимся социальным болезням.

Среди самых смелых можно назвать план де Портсампарка, предлагающий разрушить и Северный вокзал, и Восточный, заменив их единой гигантской Европейской железнодорожной станцией вне центра города. Станция должна соединять железнодорожные пути Евростар с Лондоном и Брюсселем, а также с новой надземной магнитной линией, которая будет идти над окружной автодорогой. Она также будет вести к новому масштабному высотному бизнес-району, сопернику Ла Дефанс.

План Роджерса не менее амбициозен. Отмечая, что пути, связывающие главные железнодорожные станции города, режут Париж на клинья, похожие на куски пирога, он предлагает опустить их все под землю. Обширная система общественных парков прикроет сверху эти новые подземные станции, соединяя между собой бедные районы с районами среднего класса. Новая линия метро будет опоясывать внешнюю часть города, и ещё большее число поездов должны связать систему с историческим центром.

Другие проекты более поэтичны. Жан Нувель предлагает создать зелёный пояс, охватывающий весь город. Вся будущая структура сконцентрируется в пределах этого пояса, добавив плотности ныне расползающимся, изолированным общинам. Новые башни должны перемежаться с некоторыми из отдалённых бульваров, добавляя визуальные акценты там, где их нет сейчас. Внешнее кольцо станет своего рода 620-мильным общественным садом, с жителями, ухаживающими каждый за своей делянкой на протяжении бесконечных парков и полей. Идея заключается в том, чтобы придать яркую самобытность самым безличным частям города.

Ну, и конечно, есть обычные провокаторы. Джамиль Клуше, в свои 42 года самый молодой из участников, предложил трансформировать пространство под пирамидой Лувра в суматошную узловую станцию метро. Таким образом, главный культурный памятник становится основным выходом в центр города для масс иммигрантов. Живущий в Париже Роланд Кастро предлагает перенести существующие памятники, включая Елисейские Поля, в самые неприглядные отдалённые районы.

При этом все проекты признают сильную связь между городской политикой и социальным равенством. Привязывая заботу об окружающей среде к вопросам самоопределения, они предлагают пути изменения всё растущего социального расслоения, которое отмечает современный город. Если это хотя бы спровоцирует широкое обсуждение данных напряжённых моментов, то уже можно считать, что они сделали нечто значительное.

 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.