КомАр 2014. Глазами очевидцев     
Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLLКомментирует Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLL
В целом мои впечатления от выставки и конференции, а также от сессии «Хлеба и зрелищ: концепция общественного питания в ТЦ», в частности, довольно позитивные. Мероприятие посетило большое количество человек, из зала спикерам задавалось много вопросов – тема отличалась своей особенной актуальностью, поэтому вызвала живой интерес со стороны всех присутствующих.

Несомненно, современный рынок ритейла с концептуальной точки зрения меняется довольно значительно, и сейчас, если речь идет о детском развлекательном сегменте, то в профессиональных проектах регионального и суперрегионального форматов, это предусматривает целый детский кластер, включающий не только стандартный тенант-микс, но также несколько форматов общепита, выдержанных в «детских» концепциях, а также развлекательную зону в формате edutainment. В качестве примеров можно привести такие проекты, как KidZania и «КидБург».

В целом индустрия общественного питания в ритейле пострадала от введения санкций, в особенности с точки зрения снижения оборота. Тем не менее, фуд-ритейл – это тот сегмент, который имеет огромное значение в рамках торгового проекта, и в последние годы он становится еще более весомым. Сейчас доля общепита в профессиональных торговых центрах вырастает до 10% от площади объекта, а зона фудкорта в крупнейших ТЦ насчитывает в среднем 25 представителей разных кухонь и концепций.

На мой взгляд, если нужно выделить одну, действительно ключевую особенность качественного современного торгового центра – это профессиональная концепция. Это понятие само по себе всеобъемлющее и подразумевает и гармоничный, тщательно сформированный пул арендаторов, и архитектурные решения проекта, включающие дизайн, необычные решения и наличие рекреационных зон, и хорошую визуальную доступность галереи, и обеспечение удобной навигации, и многое-многое другое. Самое важное в актуальных условиях – это создать для посетителя максимальный комфорт и благоприятную атмосферу внутри торгового центра, чтобы он обязательно захотел туда вернуться.

Полина Жилкина, директор отдела стратегического консалтинга CBREКомментирует Полина Жилкина, директор отдела стратегического консалтинга CBRE

Результаты форума в очередной раз подтверждают, что «не так страшен черт, как его малюют». В целом, в период относительной нестабильности игроки нашего тесного рынка нацелились не столько на количественное, сколько на качественное развитие: повышение привлекательности существующей сети, сокращение неэффективных точек, концентрация на ключевых сегментах рынка, продвижение новых форматов и обновление существующих. Никто не говорил о том, насколько глубоко упал рынок.

Проблемы сегодняшней геополитической ситуации отошли на второй план, поскольку обсуждались гораздо более интересные вопросы. Точно так же, как любой ритейлер находится в постоянном поиске новых идей и продуктов, и пытается работать на опережение со своим покупателем, любой девелопер рано или поздно приходит к пониманию того, что надо что-то менять. Отсюда рождается множество новых решений, концепций и форматов, с которыми работают и ритейлеры, и, зачастую, сами собственники.

Классический состав «якорей» при этом не меняется – по-прежнему основные потоки генерируют продуктовые «якоря», крупные непродовольственные магазины, кинотеатры и развлекательные центры. Однако, этот список постоянно расширяется – ресторанный дворик или линейка сильнейших спортивных брендов полностью могут привлечь аудиторию не меньше чем магазин бытовой техники.

Вне зависимости от глобальной экономической картины на рынке есть локальные ситуации, где конкурентная борьба качественных торговых объектов усиливается, и в этом случае и собственник, и управляющая компания ищут новые способы завоевания своего покупателя. На форуме обсуждались очень интересные решения, которые даже больше относятся к тематике маркетинга и продвижения, нежели к арендным вопросам, и именно в этом как раз сейчас и основной тренд – реализовывать одно в отрыве от другого уже просто невозможно.
 

Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRGКомментирует Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG
КомАр – это достаточно сильное мероприятие, в полной мере отражающее ситуацию на рынке торговой недвижимости и отличающееся очень сильной деловой программой. В мероприятиях, проходящих в рамках форума, почти всегда участвует очень хороший состав спикеров из числа ритейлеров и девелоперов и, что показательно, каждая из сессий привлекает большое количество слушателей.

КомАр-2014 не стал исключением: были в рамках форума и интересные дискуссии, и семинары, собравшие аншлаг. Я традиционно выступаю модератором деловых мероприятий форума, в этом году вел секцию по FCMG и могу сказать, что в ней приняли участие сразу семь спикеров – директоров по развитию ведущих федеральных сетей, такой состав удается собрать очень редко.

Кроме того, КомАр – это идеальная площадка для общения профессионалов рынка. Особенно приятно, что с каждым годом масштабы и качество организации мероприятия растут. Несмотря на то, что российский рынок недвижимости сегодня явно переживает не лучшие времена, КомАр-2014 не стал исключением: люди нашли время, чтобы приехать, пообщаться, поучаствовать в дискуссиях. В «часы пик» число посетителей выставки буквально зашкаливало.

Комментирует Алексей Поляков, исполнительный директор ЗАО «ТРЦ»
На наш взгляд VI Ежегодная Биржа «КомАр-2014» прошла вполне успешно, участие в выставке приняло достаточно большое количество экспонентов и посетителей. Главная задача, которую мы ставили перед собой, когда приняли решение об участии в выставке, – это поделиться с участниками форума ходом реализации нашего проекта и установить новые деловые контакты, и эту задачу мы успешно выполнили.

Конечно, в сложившейся геополитической и экономической ситуации ощущается снижение деловой активности на рынке коммерческой недвижимости как со стороны девелоперов, так и со стороны международных и федеральных операторов. Девелоперы с осторожностью входят в новые проекты, а представители ритейла со своей стороны стараются получить более выгодные для себя условия, в том числе предоставление льготных условий, установление валютных коридоров, понижение арендных ставок. Многие и с той и с другой стороны на некоторое время займут выжидательную позицию.

В сложившихся условиях хорошо наблюдаются изменения на рынке коммерческой недвижимости, для успешной и продолжительной работы торгового центра, девелоперы вынуждены реализовывать современные концепции торгового центра с более продуманным развлекательным сегментом, создавать качественные площадки для отдыха посетителей. Такие тенденции наблюдаются не только в Москве, но и в регионах.

Касаемо фуд-ритейла и санкций можно сказать следующее, в настоящее время происходит замещение продукции с тех рынков которые попали под санкции, спрогнозировать сколько потребуется времени для полного замещения пока сложно, но потенциал, как внутренний, так и внешний, безусловно есть. Этот сегмент остается неотъемлемой частью современного торгового центра, хотя конечно в практике встречаются примеры концепций торговых центров и без, но это как правило исключения. 
 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.