КомАр 2014 – впечатления, размышления, факты     
Текст и фотографии: Ольга Ладыгина
2014 © Copyright DeViz

Немного фактов
Прошла VI Ежегодная биржа площадей «КомАр-2014», организованная ГК «МОЛЛ» при поддержке РСТЦ, мероприятие состоялось 16-17 октября. На этот раз «КомАр» обосновался в ЦВК «Экспоцентр» – в выставочном павильоне номер 5 можно было увидеть стенды Praktika Development, ГК «МОРТОН», Base Property Group, Mallbroker, «ЮИТ Московия», CAPITAL LEGAL SERVICES, ТРЦ «Гала Парк» г. Томск и др. Деловая программа, посвященная самым актуальным темам, собрала более 250 профессионалов, в основном – ведущих игроков рынка. В целом биржу посетило порядка 1500 человек – девелоперы, консалтеры и представители управляющих компаний дружно отмечают, что площадка позволяет вести в высшей степени продуктивный диалог, обсуждать актуальные вопросы и возможности партнерских отношений. С каждым годом мероприятие вызывает все больший интерес и является одним из важных событий деловой жизни столицы.

Лаунж зона, КомАр 2014

О роли впечатлений
С каждым годом рынок коммерческой недвижимости меняется – иногда неощутимо, иногда весьма заметно. Общая тенденция, однако, вполне очевидна – чем дальше, тем большую роль играет яркая, необычная концепция, отличающая объект от других. Неудивительно, что этой теме уделялось немало внимания как в рамках конференции «Торговый центр: что и зачем мы арендуем?», так и в ходе мероприятий, состоявшихся в лаунж зоне.

По мере того, как роль впечатлений в нашей жизни становится все более и более значимой, развлекательная составляющая предлагает новые возможности получить удовольствие от времяпрепровождения в ТРЦ. Формат «универсального магазина, где можно поесть и заглянуть в кинотеатр» уже не привлекает. Тематические парки развлечений для детей, парки ужасов, экзотариумы и шоу-площадки – один из основных векторов развития рынка в наши дни. Оно и неудивительно – любой такой проект дает торгово-развлекательному центру конкурентное преимущество, которое в нынешних непростых условиях может оказаться решающим.

Стенд торгового центра Гала-Парк, г. Томск. КомАр 2014

Концепции, ориентированные на детей, – по-прежнему одна из актуальных тенденций рынка. Формат «edutainment» предлагает широкий ассортимент моделей времяпрепровождения, которые позволят малышам не скучать и к тому же узнать много нового или даже освоить новые навыки, пока мамы увлеченно занимаются шоппингом.

Под тренд «продавать яркие моменты жизни» подтягивается вся система маркетинговых мероприятий, от нейминга объекта до omni-маркетинга. Кстати, использованию мультимедийной среды для взаимодействия с покупателем на «КомАре» был посвящен отдельный семинар, который провели «M&C Saatchi Russia» и ГК «МОЛЛ» – по мере того, как среда становится все более конкурентной, игроки рынка уделяют все больше внимания разнообразным инструментам, позволяющим заслужить лояльность клиентов, и роль современных технологий возрастает прямо-таки в геометрической прогрессии.

Конференция. Торговый центр, что мы арендуем и зачем. КомАр 2014

Кто ответственен за трафик
Несколько сессий конференции были посвящены обсуждению роли различных направлений, обеспечивающих сбалансированный tenant-mix торгового центра. Весьма живой интерес вызвала тема фуд-кортов и ресторанов ТРЦ – обмен санкциями ставит перед игроками рынка все новые и новые задачи, и всем очень хочется знать, какие пути решения возможны в данной ситуации. Надо заметить, что в общем и целом игроки рынка настроены на удивление позитивно – судя по всему, все товары, которых мы лишились из-за санкций, удалось успешно заменить, так что ни продуктовые магазины, ни рестораторы не пострадали.

Отдельной темой обсуждения стали, опять же, концепции – формат фаст-фуда уже далеко не всегда удовлетворяет спрос посетителей торговых центров, и размещение на площади одного и того же объекта нескольких различных ресторанов требует разумного подхода, чтобы избежать неуместной конкуренции и предоставить выбор клиентам. Судя по всему, ТЦ уже уловили основной тренд – рестораторы движутся в сторону авторской концепции, и центры предоставляют им максимум возможностей для реализации, ведь еда может служить очень серьезным якорем, привлекающим поток посетителей. Кстати, все большую популярность завоевывают детские рестораны – несмотря на то, что это очень непростой бизнес, требующий учитывать множество нюансов, формат потихоньку развивается.

Деловая активность в рамках биржи площадей КомАр 2014

Продолжая тему детских товаров, отметим, что магазины, обеспечивающие данный сегмент рынка, также являются значимыми якорями для ТРЦ. Правда, судя по всему, мы вступаем в период, связанный с «демографической ямой» – в ближайшее время вероятен спад потребления продуктов, ориентированных на малышей – и видимо, это будет продолжаться в ближайшие 5-7 лет. Однако несмотря на это, детский сегмент страдает заметно меньше, чем другие, и заботливые родители по-прежнему обеспечивают значительную часть трафика торговых центров… Которые, в свою очередь, обеспечивают клиентов магазинам детских товаров – особенно, если концепция объекта среди прочих компонентов развлекательной составляющей включает в себя детские площадки, аттракционы и т.п.

Важным сегментом рынка на данный момент является спортивный. В том случае, когда объект может предоставить арендаторам дополнительные возможности в виде скейт-парков, примыкающей территории с велодорожками и т.п., результат может быть весьма успешным. В свете того, что люди в наши дни ориентированы именно на поиск ярких впечатлений, индустрия активного отдыха предсказуемо должна быть одним из популярных направлений.

Выставочное пространство IV ежегодной биржи площадей КомАр 2014

По-прежнему важную роль играет и фэшн-индустрия; вопреки опасениям, процент компаний, ушедших с российского рынка, оказался невелик – и вполне сравним с количеством новых брендов, появившихся в 2014 г. Причем в основном это бренды, ориентированные на покупателя с достаточно высоким средним чеком – эконом-сегмент, как ни странно, продвигается на российский рынок значительно медленнее и осторожнее.

Что ж, «КомАр» в этом году, безусловно, порадовал увлекательной деловой программой и позволил всем заинтересованным лицам обменяться мнениями по поводу актуальных вопросов и тем. Следующее мероприятие ГК «МОЛЛ» – «REX Marketing Awards», запланированное на 19 февраля 2015 года. А до этого времени у нас есть возможность посмотреть, насколько точно претворятся в жизнь планы и ожидания, озвученные в октябре… Так что – до встречи на «REX Marketing Awards»!
 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.