Катар: впечатляющая простота Музея искусств     

Автор: Nicolai Ouroussoff
Перевод: Ольга Макеева
Фотография: Karim Jaafar,
Agence France-Presse — Getty Images
Источник: New-York Times
2008 © Copyright De-Viz


Доха, Катар. Ни малейшей застенчивости нет в честолюбии нового Музея искусства ислама, открывшегося здесь в конце ноября. Возвышающийся на собственном острове в некотором отдалении от недавно построенной горной дороги, ведущей к портовому району, он является центральной частью грандиозной попытки превратить Катар в центр искусства. Праздник, знаменующий открытие музея, состоялся в субботу 29 ноября и включил в себя представление Йо-Йо Ма, что привлекло светил искусства со всего мира.

Выделяющаяся на фоне зрелищного вечернего пиротехнического шоу, колоссальная геометрическая форма музея может похвастаться бессмертным качеством, пробуждающим прошлое, когда искусство и архитектура ислама были связующим звеном мировой культуры. В то же время она передаёт надежду на то, что связь будет вновь восстановлена.

Архитектурный проект музея Искусств в КатареЗдание кажется аскетичным по нормам вульгарных, крикливо привлекающих внимание форм, которые мы стали ассоциировать с городами Персидского залива, такими как Дубаи и Абу Даби. Спроектированное девяностолетним И. М. Пеи, который описывал его как своё последнее крупное общественное здание, оно вызывает в памяти то время, когда архитектурная выразительность была одновременно и серьёзной и более оптимистичной. Трещину между современностью и традицией ещё придётся заливать смолой, пока она полностью не исчезнет.

Музей, в котором находятся манускрипты, ткани, керамика и другие работы, собранные по большей части в течение последних 20 лет, возник как одна из самых многосторонних коллекций мусульманского искусства в мире. Корни собранных в нём артефактов простираются от Испании до Египта и далее к Ирану, Ираку, Турции, Индии и Центральной Азии. Среди изысканных работ, выставленных для обозрения, можно увидеть бронзовый Андалузский фонтан в форме лани с открытым ртом в форме сердечка и богато украшенную сферически выгнутую медную пластину из Персии или Месопотамии, которая использовалась для измерения местоположения звёзд. Оба предмета датируются примерно Х веком.

Взяв в качестве примера разнообразие коллекции, Пеи постарался создать такую структуру, которая стала бы воплощать саму «сущность мусульманской архитектуры». Он провёл месяцы, путешествуя по Среднему Востоку в поисках вдохновения и посетив мечеть Ахмада ибн Тулуна в Каире, датируемую IX в., спокойная конструкция которой строится вокруг центрального дворика с похожим на храм фонтаном в середине, а также древние крепости Туниса.

«Ислам был религией, которую я не знал, – признался Пеи в интервью. – Поэтому я и занялся изучением жизни пророка Магомета. Я поехал в Египет и Тунис. Меня очень заинтересовала оборонительная архитектура древних крепостей. Эта архитектура очень строгая и простая. В ней нет ничего избыточного».

Впечатляющая простота его нового музея оживает благодаря игре света и тени под сверкающим солнцем залива. Пеи посетил несколько различных мест в Дохе, предложенных ему для постройки, и остановился на этой площадке, где заканчивается горная дорога, ведущая к приморской части города. Обеспокоенный тем, что его здание может однажды исчезнуть из виду, заслонённое каким-нибудь новым строением, он попросил эмира Катара, шейха Хамада ибн Халифа аль-Тани, главу Совета музея, о том, чтобы построить отдельный остров для своего творения, с тем чтобы отделить его от всего остального города.

«Я очень беспокоился о том, что будет потом, – заметил Пеи и продолжил: – Даже красивая работа может быть уничтожена чем-то другим. В настоящий момент Доха во многих отношениях нетронута. Хотя и здесь не ощущается реальная среда, реальная жизнь, пока не выйдешь на базар. А я должен был создать свою собственную среду. Наверное, это очень эгоистично».

В конечном варианте структура представляет собой мощную кубистскую композицию из квадратных и восьмиугольных блоков, уложенных один на другой и достигающих высшей точки в центральной башне. Эспланада огромных пальм ведёт к острову. Внутри музея расположено 3 809 м2 галерей, размещающихся вокруг вздымающегося атриума, увенчанного куполом с узким лучом света, идущим через круглое окошко в его вершине.

Открывающиеся за водной плоскостью массивные каменные блоки песочного цвета наводят на мысль о Тунисских крепостях, послуживших моделью для музея. «Музей – это необычный объект, – заявил Пеи. – С ним надо обращаться, как со скульптурой».
 

 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.