Интервью с Харменом ван де Валем     

Интервью: Ольга Ладыгина
Фотография: DeViz
Проект: KRILL

2013 © Copyright DeViz


архитектор Хармен ван де Валь, НидерландыБеседа состоялась, когда Хармен ван де Валь, архитектор из Нидерландов, бюро Krill, был в Москве на 3-м фестивале Зеленый Проект, куда его пригласили провести презентацию «Зеленая импровизация». Поскольку проекты этого архитектора весьма интересны и впечатляющи (достаточно посмотреть на разработанную им церковь Валер, например), мы не могли упустить шанс выяснить, что он думает об архитектуре в целом и об устойчивой, «зеленой» архитектуре в частности.

Ольга Ладыгина Каковы основные принципы Вашей работы, что для Вас самое важное при работе над проектом?

Хармен ван де Валь Архитектура – это своего рода удобство, которое должно служить на благо человеку и человеческим взаимоотношениям. Она может препятствовать каким-то вещам, делать что-то возможным – или невозможным. Возьмем, например, дома, которые строились после 2-й Мировой войны (таунхаусы и блокированные дома, построенные по принципу длинных галерей) – они светлые, дешевые, их можно очень быстро построить, но они не позволяют людям разговаривать друг с другом, будучи слишком закрытыми. В результате, старшее поколение испытывает чувство одиночества, а молодежь скучает. Это неправильно. Архитектура должна расширять возможности – возможности общения между людьми, между людьми и природой.

К архитектуре, на мой взгляд, сейчас относятся очень серьезно (примерно, как к классической музыке), но в этом нет ничего хорошего! Я бы предпочел вариант подхода, как у джазовых музыкантов – импровизация в архитектуре.

В общем и целом в архитектуре необходимо знать законы, встречаться с огромным количеством людей и быть готовым к импровизации.

Архитектурный проект Хармена ван де Валя. Церковь ВалерОльга Ладыгина Каково Ваше отношение к «зеленой архитектуре»?

Хармен ван де Валь В том, что я делаю, очень многое непосредственно связано с «зеленой архитектурой» - включая мастер-классы, исследования и, конечно же, проекты.

Посмотрите на XIX век – то, что для нас является привычным комфортом, например, канализационные системы, освещение и электричество тогда было внове, а сейчас мы считаем это все нормой. То же самое касается экологической рациональности в наше время – нам это представляется чем-то новым, но фактически это должно быть нормой. Хотя сейчас, конечно, это еще нечто особенное, и направление только развивается.

Я думаю, что будучи архитекторами, мы в основном занимаемся тем, что расширяем возможности, и именно в этом заключается наша задача.

Некоторые темы очень далеки от обычных людей, они попросту не осведомлены об этом. Кроме того, мы должны принимать в расчет такую вещь, как слепая вера в технологии, которая очень распространена в наши дни. Однако когда что-то идет не так, люди сразу начинают думать о «зеленой архитектуре». Например, мы все привыкли пользоваться вентиляцией – это удобно, но при этом мы не можем открывать окна, поскольку тогда вся энергия будет расходоваться впустую (если говорить об архитектуре, это пассивный тип, энергоффективный с точки зрения технологий, но это не слишком комфортно). Так что очень важно иметь возможность работать со всеми этими устройствами – при необходимости, нужно, чтобы их можно было убрать и т.п.

Зеленая архитектура. Церковь Валер, вид сверху, проектОльга Ладыгина Каковы, Вы думаете, перспективы развития зеленого строительства в России?

Хармен ван де Валь Это чрезвычайно важно; таким вещам необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку строительный сектор порождает большую часть выбросов углекислого газа – и именно мы ответственны за то, чтобы разобраться с этим. Конечно, это важно для России. Но нужно понимать, что «зеленое» строительство не будет правильным образом развиваться, если оно не будет связано с социальным аспектом; люди должны понимать, что это необходимо и принимать это.

В данный момент я работаю над проектом в Ульяновске, и я вижу, что здесь требуется большее мастерство, чем где бы то ни было еще, поскольку все просто огромное. Общественные пространства такие громадные, что при их воплощении нужна точность и высочайший профессионализм. И в то же время здесь степень контроля над архитектором гораздо ниже, чем в Голландии.

Ночной вид, церковь Валер. Архитектурный проект, Хармен ван де ВальОльга Ладыгина Откуда Вы берете свои идеи? Что Вас вдохновляет?

Хармен ван де Валь Это смесь, которая получается в результате некоего нового импульса (это может быть какая-то программа, или вид – все что угодно) и доли ностальгии. Например, места, где я жил, когда был маленьким – Индонезия, тропический климат с особенным образом организованным пространством, не закрытом и не открытом, это чудесно, изумительно! Я использовал эти принципы в работе над церковью Валер.

Еще одна вещь – это мысль о том, что на смену одним людям приходят другие. Так что архитектура должа принимать во внимание и их интересы. Значит, должна быть возможность трансформации или редизайна пространства, если в этом возникает необходимость, должно быть удобно разным поколениям, нужно принимать во внимание соображения социального комфорта и требования окружающей среды, создавать архитектуру, устойчивую в этих сферах.

И еще раз – это Азия – та самая, ностальгия, как я и говорил…

Ольга Ладыгина Какой Ваш объект Вы могли бы назвать любимым? Почему?

Хармен ван де Валь (улыбается) Это все равно, что спрашивать, кого из своих детей ты любишь больше. Очень трудно выбрать. Я люблю их все, все они – это часть моего развития. Ну, если хотите, это ресторан и студия для молодежи, этот проект мы только что закончили совместно с Кристианом Мюллером. Поскольку он новый, сейчас он у меня любимый.
 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.