Заимствуя у природы     

Автор: Мэтью Найт
Перевод: Ольга Макеева
Источник: CNN
2008 © Copyright De-Viz


Легендарный архитектор прошлого века Фрэнк Ллойд Райт однажды назвал свою профессию «матерью искусств». В наши дни архитекторы и дизайнеры всё чаще обращаются к Матери Природе как к источнику вдохновения для своих творений.

Раковина моллюска «морское ушко» – один из наиболее сильных, долговечных и красивых примеров дизайна. Это гораздо более сильный проект, чем любое керамическое изделие, созданное человеком. Искусство копирования биологических принципов дизайна известно как «биомиметикс» (biomimetics). Слово придумала Жаннин Беньюс, лидер движения и автор известной книги, вышедшей в 1997 г., «Биомимикрия: новаторство, навеянное природой».

История изобилует примерами того, как человек копирует дизайн, созданный самой природой. Один из самых лучших и наиболее долговечных примеров – создание шведского дизайнера Жоржа де Местраля. Однажды, выгуливая собаку, де Местраль обратил внимание на репейник, который раздражал дизайнера, намертво прилипая к его одежде и к шерсти собаки. Местраль решил рассмотреть коробочку репейника под микроскопом. При увеличении стала видна сеть мельчайших крючков. Результатом стала застёжка-«липучка», запатентованная в 1951 г.

Позднее изобретательность природы позволила скорректировать самоочистительные свойства ряда продуктов. Немецкие ботаники подметили изумительный механизм очистки и высушивания в листьях лотоса и успешно воспроизвели его. Это открытие уже заняло прочное место в живописи, стекольном деле и промышленности одежды.

Согласно профессору Юлиану Винсенту из университета Бата, при таком использовании дизайн становится действительно биомиметическим и представляет собой подлинный синтез биологии и инженерии. «Пока, – заметил профессор, – подобного рода идеи возникали у людей только по счастливой случайности. Всё зависело от биолога, у которого должно было быть поистине инженерное чутьё». Профессор Винсент, последнее время занимавшийся исследованием того, какие улучшения можно внести в метод «lab on a chip» и развитием русского метода решения проблем ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), вычислил, что между биологией и инженерией существует 12% сходства. «Мы открыли, что в инженерном искусстве 70% энергии и времени вы тратите на решение проблем, – сказал он, – тогда как в биологии на это уходит не более 5%».

В широком масштабе влияние биомиметикса на технические решения ещё не раскрылось вполне. Но некоторые здания уже созданы так, что явно виден намёк на идеи самой природы. Центр «Истгейт» в Хараре, Зимбабве, может и не выглядит опирающимся на «дизайн от природы», но на самом деле моделью для него послужили изысканные структуры, пронизывающие термитник. Здание было пущено в эксплуатацию в 1996 г., продемонстрировав использование уникальной системы охлаждения – идея принадлежала архитектору Мику Пирсу.

Многие архитекторы совершенно явно черпают вдохновение в естественных формах. Про здания Фрэнка Гери известно, что они навеяны формой и движениями рыб. А испанский архитектор Сантьяго Калатрава встраивает во многие свои проекты структуры в форме крыльев.

Проект лорда Фостера, 30 St. Mary Axe, Лондон, по форме подобен корнишону. Но на самом деле дизайн, скорее, напоминает губку, живущую глубоко на дне океана. Форма здания Фостера и дизайн внешней сетки потрясающе похожи на неё. И на этом сравнения не кончаются. В статье «По направлению к биомиметрической архитектуре», вышедшей в 2003 г. в журнале «Натур» («Nature»), Хью Олдерси-Уильямс отметил, что «она (губка) всасывает воду в тело у основания и далее эта вода циркулирует вверх, по мере чего питательные вещества поступают внутрь. Здание Фостера отличается потоками воздуха, циркулирующими вокруг его основания. Внутри воздух перемещается благодаря тому же принципу, по какому губка всасывает воду: здание втягивает воздух внизу, и, по мере того как он согревается, позволяет ему подняться вверх». В результате – впечатляющие 50% сокращения потребления энергии.

Профессор Винсент, который уверяет, что он разговаривает с архитекторами больше, чем с кем-нибудь ещё, очень рад, когда видит биомиметикс, правильным образом встроенный в проект здания. «В данный момент каждый считает своим долгом сказать – глянь, это же очевидный биомиметикс, только посмотри на его формы! Я утверждаю, что биомиметикс заключается в рассмотрении того, как что-то функционирует в природе, и во встраивании этого процесса в инженерную конструкцию». Винсент считает, что в будущем биомиметикс станет очень важным в области производства материалов.

Жаннин Беньюс часто говорит, что нам нужно уходить от «тепловых, насильственных и жёстких» методов производства. «Производство природными средствами, – утверждает она, – может совершенно изменить то, как мы выращиваем еду, создаём материалы, выкачиваем энергию, лечимся, собираем информацию и управляем бизнесом».

 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.