PROEstate 2013. Глазами очевидцев     
2013 © Copyright DeViz

Что думают участники VII меджународного инвестиционного форума о самом мероприятии, о его перемещении в столицу и об актуальных тенденциях в сфере коммерческой недвижимости?

Партнер и региональный директор по торговой недвижимости в России и СНГ компании «Knignt Frank» Сергей ГипшКомментирует партнер и региональный директор по торговой недвижимости в России и СНГ компании «Knignt Frank» Сергей Гипш
Конференционная часть была насыщенной и интересной, и пожалуй, в этом году привлекла больше внимания, чем выставка. Приятно, что форум развивается, и можно ожидать, что количество экспонентов и посетителей к следующему году еще возрастет.

Говоря о тенденциях развития коммерческой недвижимости, можно отметить, что в России сейчас активно развиваются два сегмента – это ритейл и склады. При этом торговые центры вместе с ритейлерами  «продолжают движение» на восток, активно охватывая города Сибири (Иркутск, Новокузнецк, Красноярск и т.д.), в перспективе – Улан Уде, Читу. Одновременно продолжается развитие проектов: традиционно в миллионниках и крупных городах (500-1000 тыс. жителей), а также в средних городах (200 – 500 тыс. жителей). Замечу, что качество проектов постепенно улучшается, хотя и по сей день на рынке, к сожалению, крайне мало ТЦ инвестиционного качества.

Директор по развитию компании «ГЕМА Инвест» Елена СеменихинаКомментирует директор по развитию компании «ГЕМА Инвест» Елена Семенихина
Интересными оказались тематические мероприятия: доклады, конференции. По сути, все посетители распределились по интересам на этих мероприятиях.

Лично для меня PROEstate прежде был поводом посетить прекрасный Петербург, а теперь этого повода не стало, что жаль. Тем не менее, по временным затратам, конечно же, посещение мероприятия в этом году менее накладно. 

Главная тенденция на рынке офисной недвижимости – это децентрализация. Девелоперы вышли существенно дальше Третьего транспортного кольца, новые бизнес-центры появляются у МКАД и даже в Подмосковье. Спрос тоже постепенно следует за предложением: компании уже не ставят обязательным условием локацию в центре города. Более того, если раньше в удалении от центра базировались только компании, в которых трудятся в основном специалисты распространенных профессий, которых можно найти в любом районе, то сейчас интерес к удаленным от центра офисам проявляют даже работодатели, которым необходимы редкие специалисты. Например, в этом году «Лаборатория Касперского» приобрела два здания из трех в бизнес-центре «Олимпия Парк», который расположен рядом со станцией метро Водный стадион на Ленинградском шоссе.

Генеральный директор торгового центра «Вива!» Алексей ВанчуговКомментирует генеральный директор торгового центра «Вива!» Алексей Ванчугов
PROEstate – мероприятие очень полезное; в особенности потому, что власть его воспринимает как весьма авторитетное, что большая редкость. Еще когда PROEstate проводился в Санкт-Петербурге (и, надеюсь, еще будет проводиться), туда постоянно приходили и губернатор, и министры, и другие представители администрации, именно здесь они общались – и общаются – с инвесторами и девелоперами, что очень хорошо для развития рынка. Далеко не у каждого мероприятия есть такой статус. Кроме того, как площадка для деловых контактов, PROEstate осенью до MAPIC и до российских событий восполняет дефицит общения для участников рынка, что тоже очень важно.

То, что PROEstate перенесли в Москву – это позитивный момент, поскольку теперь мероприятие из регионального имеет шанс стать общероссийским. Оговорюсь, что это я отмечаю безо всякого снобизма, я сам в отношении России космополитичен и много времени провел в самых разных городах. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что деловая столица – это Москва, и если речь идет о деловом мероприятии, то его имеет смысл проводить в центре деловой жизни, то есть именно в Москве. Поэтому, на мой взгляд, для PROEstate это, безусловно, шаг вперед.

Что касается трендов – пожалуй, тренд номер один – это усиливающаяся конкуренция на рынке. Ведь рассуждения о том, что у нас своего рода «Дикий Запад» и соответственно дикая доходность при диких рынках – это все миф. К сожалению, на самом деле не такая уж у нас впечатляющая доходность при крайне высоких рисках; а в условиях растущей конкуренции можно с определенной долей уверенности сказать, что в ближайшее время основная борьба будет идти между компетенциями, и исход этой борьбы будет зависеть от квалификации участников рынка.

Заметьте, что как только в экономике появились рецессионные признаки, та часть ритейла, которая не очень хорошо себя чувствовала, стала откровенно сдавать позиции. Однако если разобраться в вопросе, то станет видно, что продажи пошли вниз не у всех, мало того, у кого-то засчет конкуренции они наоборот пошли вверх. Здесь нужно учитывать, что рынок – это не то место, где все дружно идут в одну сторону – у всех разные планы, разный успех. И неправильно считать, что у всех одинаковые проблемы – они у всех тоже разные.

В нашей стране, к сожалению, административный ресурс по-прежнему является главным ключевым активом, но в условиях обостряющейся конкуренции появляется возможность выйти вперед засчет знаний, капитала, компетентности, а также засчет квалификации и опыта. В отдельных случаях благодаря всему этому можно даже переиграть административный ресурс – не часто, но это возможно. Поэтому главный тренд на нашем рынке – это нарастающая конкуренция в торговой недвижимости, как за новые места, так и за редевелопмент старых.

Добавлю, что кризис (если таковой случится) нам в этом только поможет, поскольку ускорит все эти процессы и позволит выявить всех слабых игроков, а значит – почистить рынок. К сожалению, в 2009 г. этот процесс не прошел до конца. Конечно, это трагедия, когда доходы падают, бизнес закрывается и увольняют работников, но если рассуждать с точки зрения бизнеса, то все эти болезненные процессы необходимы, они сравнимы с высокой температурой в период болезни. Поэтому мне и кажется, что главный тренд в коммерческой недвижимости – это нарастающая конкуренция, которая в перспективе может вывести рынок на новый уровень.

Главный редактор CRE Татьяна ЛомакинаКомментирует главный редактор журнала CRE Татьяна Ломакина
С учетом того, что выставка впервые проводилась на московской площадке, мне кажется, она удалась. Особенно порадовала деловая программа - организаторы хорошо подобрали темы, которые в свою очередь были полноценно раскрыты теми,  кто сегодня формирует отрасль недвижимости. Под эгидой Urban Land Institute была проведена  хорошая секция по инвестициям, на которой присутствовали практически все экспаты, которые сейчас представлены на российском рынке. Запомнилась сессия про девелопмент будущего -"Каким будет офис завтрашнего дня".

В этом году издательский дом "Импресс Медиа" принял участие в выставке в уже ставшем традиционным формате  IN CRE Café. Наше неформальное кафе оказалось интуитивным местом встречи для многих участников мероприятия. Ароматный кофе, свежая выпечка и столики для ведения переговоров - беспроигрышный вариант для любого отраслевого мероприятия, где подчас невозможно найти удобное место для общения.  Впрочем, у IN CRE Café была и имиджевая функция - отсюда шли прямые трансляции интервью участников выставки на сайт cre.ru, здесь участники мероприятия могли получить свежие издания "Импресс Медиа", а также узнать всю необходимую информацию о проектах издательского дома.

С точки зрения организации выставок как бизнеса, переезд PROEstate в Москву – это, конечно, плюс. К сожалению, в Санкт-Петербурге рынок в данный момент находится не в самом лучшем состоянии. В Москве все-таки все активнее, быстрее, интереснее, доходнее и дороже, и нет  такого количества подводных камней, какие наблюдаются в северной столице.

Не так-то просто выделить несколько основных тенденций на рынке недвижимости, все-таки нужно делать поправку на конкретный регион. Если говорить о Москве, то здесь идет активная консолидация качественных активов в руках нескольких собственников – на данный момент явно определилось несколько компаний, которые постепенно концентрируют в своих руках все качественные активы.

В регионах рынок постепенно начинает восстанавливаться, ими активно интересуются ритейлеры, стремящиеся к экспансии. Следуя этой тенденции спроса, девелоперы торговой недвижимости стараются обеспечить и предложение. Объекты качественной торговой недвижимости начинают появляться в городах с населением от 50 000 человек. Это, как ничто другое, демонстрирует серьезность намерений и ритейлеров, и девелоперов.
 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.