PROEstate на новом месте. Новости VII Международного инвестиционного форума     
Текст и фотографии: Ольга Ладыгина
2013 © Copyright DeViz

PROEstate 2013
С 9 по 13 сентября прошел VII Международный инвестиционный форум PROEstate, как всегда собравший самых заметных игроков рынка. В этом году мероприятие празднует новоселье – если до сих пор форум неизменно проходил в Санкт-Петербурге, теперь мы приветствуем его в Москве. В три дня организаторы PROEstate смогли уместить столько событий, что даже само их перечисление уже составило бы объем солидной статьи, поэтому здесь мы коснемся только некоторых из них.

Немного фактической информации
Впервые PROEstate проходил в 2007 году, и сейчас количество участников увеличилось более, чем вдвое – если тогда форум посетило 1763 человека, то сейчас их было порядка 4000.

В выставке приняли участие 130 экспонентов, среди них консалтинговые, девелоперские, инвестиционно-строительные и проектные компании, некоторые из которых приехали из-за рубежа. Форум также посетили как региональные, так и федеральные чиновники, приняв участие в программе мероприятия.

Деловая программа PROEstate 2013Деловая программа в этом году была чрезвычайно интересной и насыщенной, в ее рамках прошло 35 конференций, круглых столов, панельных дискуссий и т.п., в которых делились своим мнением о тенденциях развития рынка и обменивались опытом российские  и зарубежные специалисты.

В рамках форума также прошел ряд конкурсов, в ходе которых были выявлены наиболее перспективные проекты и награждены компании, добившиеся заметных успехов в той или иной области на рынке недвижимости. Так, прошел российский этап Международного конкурса девелоперских проектов FIABCI, завершил свою работу конкурс по экодевелопменту Green Awards, состоялся всероссийский Конкурс проектов комплексного освоения территорий, а также свои награды получили участники всероссийского Конкурса молодых архитекторов и Конкурса журналистов PROEstate Media Awards.

PROEstate2013Общие впечатления
Одной из актуальных тем сейчас является редевелопмент промышленных зон – с одной стороны, это естественное направление развития и реорганизации городского пространства, с другой,  тут таится много нюансов и подводных камней, особенно с учетом того, что некоторые строения, подлежащие редевелопменту, являются историческими и культурными памятниками, а значит, какие-то значительные изменения в них вносить попросту нельзя.

Живой интерес вызвало появление новых форматов как в области ритейла, так и в сегменте офисной недвижимости. Пока неясно, какое место займут на рынке офисные центры формата F и насколько электронная коммерция будет задавать тон в будущем, но определенную нишу они, безусловно, займут.

По мнению большинства девелоперов в области торговой недвижимости будущее за крупными центрами, которые будут все больше увеличиваться; прозвучало даже мнение, что они полностью поглотят стрит-ритейл, оставив его на откуп кафе, салонам красоты и банкам. Так ли это, покажет время.

Конкурс Green Awards 2013«Зеленая» тема демонстрирует клубок противоречий: с одной стороны, все понимают, что это важно и нужно; в рамках самого PROEstate прошел конкурс Green Awards, а на одной из конференций обсуждался вопрос создания российских стандартов экологического строительства, которые бы больше соответствовали нашим реалиям, чем знаменитые LEED и BREEAM. С другой – те, кто возводят действительно энергоэффективные здания (ЖК «Шпалерная, 51» компании Scavery, бизнес-центр “Premium West” компании «ГЕМА Инвест») пока вынуждены бороться с инертностью отечественного менталитета, доказывая, что их проекты не только хороши с точки зрения экологии, но и экономически выгодны.

В рамках форума рассматривалось такое огромное количество принципиально важных вопросов –взаимодействие властных структур с инвестиционно-строительными компаниями и девелоперами, практика успешного управления объектами, инвестиционные риски и перспективы и многое-многое другое – что осветить их в данной статье попросту не представляется возможным. Но еще один аспект здесь, конечно, стоит затронуть.

CRE Cafe на территории PROEstateНесколько слов о дизайне и архитектуре
Роль грамотного архитектурного проекта обсуждалась в ходе форума не один раз. Что более коммерчески разумно – создавать знаковые здания-«иконы», которые будут привлекать к себе внимание и обеспечат объекту узнаваемость и запоминаемость или выбрать более консервативный подход, принимая во внимание подчас весьма жесткие требования к формату помещения, предъявляемые якорными арендаторами? Экономить на материалах и технологиях или сделать ставку на то, что они с лихвой окупятся в будущем?

Однозначного ответа на эти вопросы, конечно, нет. Однако архитекторы, выступавшие на конференциях (например, турецкий архитектор Энис Онджуоглу или скандинав Вини Маас) в один голос заявляют, что необычный объект совсем необязательно должен быть дорогим – но определенно будет привлекать внимание.
 
Круглый стол PROEstate 2013Кроме того, в нынешних условиях растущей конкуренции к объектам коммерческой недвижимости предъявляется все больше требований, и разумное зонирование пространства, создание комфортной среды, максимально отвечающей потребностям клиента (арендатора, фирмы, если речь идет об офисе,  или покупателя – если мы говорим о торговом центре), становится попросту необходимым.
 
Затрагивалась также и роль дизайна при продвижении бренда – правда, идея создавать внутреннее пространство торгового центра как арт-объект вызвала определенные сомнения; как ни крути, а требования к пространству потенциальных арендаторов никак нельзя сбрасывать со счетов, они могут быть довольно определенными и просто не сочетаться с арт-объектом в интерьере торгового центра. Однако место для эксперимента и инноваций, видимо, должно быть, поскольку иначе все строения будут одинаковыми и трудно отличимыми, как снаружи, так и изнутри, а это в условиях растущего рынка по меньшей мере нерационально.
 
Будем надеяться, что вопросы и спорные моменты, обсуждавшиеся в рамках PROEstate 2013 со временем найдут свое решение. Сами дискуссии уже послужили значительным шагом в этом направлении, дав возможность различным сторонам, участвующим в создании, реализации и продвижении объекта недвижимости, услышать друг друга и задуматься о причинах возникающих сложностей. Остается только поблагодарить организаторов мероприятия за эту возможность!
 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.