Rex-2014. О выставке и о тенденциях рынка     
Текст и фотографии: Ольга Ладыгина
2014 © Copyright DeViz

С 23 по 25 апреля прошла выставка REX-2014, порадовавшая нас в этом году особым размахом и интересной деловой программой. На 10 000 м2 разместилось порядка 200 экспонентов – отечественные компании и гости из-за рубежа; за три дня мероприятие посетило свыше 6700 человек.

Открытие выставки REX 2014

О выставке
Не только организаторы, но и участники выставки дружно отмечают, что она стала больше, выросли и количество участников, и наплыв посетителей. Организаторы – ГК «МОЛЛ» при поддержке генерального спонсора ГК «Ташир» – позаботились о том, чтобы предоставить участникам удобную площадку для общения и обмена опытом; разнообразие представленных стендов и событий в рамках REX впечатляет! Это и мероприятия деловой программы, и мастер-классы, и презентации новых ТЦ и офисного центра по проекту Захи Хадид, и награждение лучшего стенда, и посещение детского тематического парка «Мастерславль», и розыгрыш призов…

Выставка REX 2014. Зона для посетителей

Стенды участников выставки по большей части оставляли ощущение воздуха, открытости и уюта – заявляя о себе, компании не забывали позаботиться о том, чтобы предоставить потенциальным партнерам максимально комфортные условия для переговоров. Кстати, организаторы тоже предоставили посетителям замечательную возможность для кулуарного общения – пространство выставки включало в себя кафе и зоны для посетителей, где можно было обсудить все интересующие вопросы, расположившись на диванах или креслах вокруг столиков, на которых так удобно поставить лэп-топ или положить презентационные материалы.

Стенд компании Optima, REX 2014

Мы были искренне рады увидеть многих наших давних знакомых – и обсудить перспективы сотрудничества с новыми!

О деловой программе
Круглые столы, семинары и сессии сменяли одна другую в течение этих трех дней практически безостановочно – их было свыше 15. В них приняли участие ведущие игроки рынка – руководители международных и отечественных компаний, занимающихся консалтингом, девелопментом, инвестициями…

Вопросы обсуждались самые разнообразные – и весьма актуальные в непростых условиях сегодняшнего дня. Подъем рынка коммерческой недвижимости – а в том, что рынок сейчас на подъеме, согласны практически все специалисты – сопровождается непростой экономической и геополитической ситуацией, возможное влияние этих аспектов сбрасывать со счетов не стоит. Плюс ко всему среда становится все более конкурентной – какие-то проекты устаревают, рядом с какими-то вырастают новые объекты… Все эти темы рассматривались в ходе деловой программы с разных сторон.

Сессия деловой программы REX 2014

 Среди мероприятий деловой программы состоялись мастер-классы по маркетингу ТЦ (стенд ГК «МОЛЛ») и «Секреты tenant-mix: рецепт успешного состава арендатора» (компания «Promotion Realty»); семинар "Определение вероятности посещаемости торговых центров" (ГК «RRG»); сессии "Финансирование девелоперских проектов в условиях нестабильного рынка. Как реагируют банки и инвестиционные фонды на экономические и политические вызовы?", «Современная практика сдачи торгового центра в аренду: как привлекают арендаторов стартапы и давно функционирующие объекты?», «Что нам стоит дом застроить? Дизайн прилегающих территорий», «Концепция и реконцепция» и др.

Стенд CBRE, REX 2014Мысли по теме
Судя по всему, инвесторы на данный момент не слишком обеспокоены текущей ситуацией, несмотря на все валютные колебания и геополитические сложности. Большинство специалистов рассчитывают на то, что подъем рынка будет продолжаться, и планируют свои дальнейшие шаги, исходя из этого.

Девелоперы продолжают идти в регионы – небольшие объекты в средних и крупных городах по-прежнему представляют для них интерес. Одновременно все более остро встает вопрос реконцепции и редевелопмента устаревших объектов – а их с течением времени, естественно, становится все больше. Возможные пути решения проблемы – изменение концепции и «лица» ТРЦ, переставшего быть актуальным (а следовательно – успешным), его «специализация» (с тем, чтобы сориентировать на более узкую целевую аудиторию – сделать объект «детским», «спортивным» или даже просто «обувным») или расширение территории с последующим благоустройством.

Вообще прилегающим территориям была посвящена отдельная сессия, и эта тема, безусловно, становится все более и более актуальной (и, пожалуй, многообещающей с точки зрения привлечения потребителя). Парк, примыкающий к торговому центру, становится серьезным конкурентным преимуществом и может «перетянуть» посетителей из близко расположенных объектов с похожей концепцией. Если же разработать проект благоустройства территории с расчетом на различные сезоны (создав как летние, так и зимние аттракционы – например, каток и велосипедные дорожки) и еще продумать систему соответствующих мероприятий в зависимости от целевой аудитории (детские праздники, концерты и т.п.), то можно значительно повысить посещаемость объекта.

Здесь мы подходим к еще одной теме, которая становится все более актуальной – во всяком случае, в ходе REX-2014 она звучала неоднократно на самых разных мероприятиях деловой программы. Это создание социально значимых сегментов и активное использование социального аспекта для привлечения клиентов в ТРЦ. Поскольку очень многие из этих объектов ориентированы на семью, тема элементов концепции, ориентированных на детей, стала одной из основных. Что особенно интересно – разговор уже не идет об одних только развлечениях в голом виде, хотя конечно, без них обойтись в данной ситуации никак нельзя. Однако сейчас уже все более громко начинают звучать голоса сторонников развивающих проектов для детей – аттракционы, которые не только веселят, но и позволяют узнать что-то новое (проект «Кругосветка» ООО «КидБург») или помогают сориентироваться в море профессий (детский тематический парк «Мастерславль»).

Выставочный зал, REX 2014

Правда на данный момент использование социально значимых сегментов в концепции остается вопросом, вызывающим много споров; понятно, что создание бассейна, экзо-парка или тематической детской площадки – дело весьма затратное, и риски кажутся подчас чрезмерными. Однако, судя по тому, что тема эта возникает все чаще и чаще, да и проблема конкурентности становится все более острой, видимо стоит ожидать в ближайшем будущем новых интересных и необычных проектов.
 
         © 2001-2017 De-Viz.
         Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № ФС 77-22913).
         Все права защищены. Использование материалов сайта может
         осуществляться только с письменного разрешения компании De-Viz.